
Их план был тщательно продуман: летчик Марк Дымшиц должен был взять штурвал и пересечь границу со Швецией на минимальной высоте, чтобы избежать обнаружения. Однако КГБ узнало об этом замысле и лидерам беглецов грозил расстрел. Несмотря на угрозы, перед генсеком Леонидом Брежневым встали президент США Ричард Никсон и премьер-министр Израиля Голда Меир, выступившие в поддержку авантюристов. Этот неожиданный поворот событий вызвал широкий резонанс в мировом сообществе. Ленинградское самолетное дело стало предметом горячих дискуссий и остается запоминающимся эпизодом в истории авиации. Сегодня история этого побега продолжает волновать умы исследователей и публику. Все новые детали и обстоятельства этого захватывающего события привлекают внимание к истории авиации и политических интриг того времени. Невозможность легального покидания СССР стала причиной для группы советских евреев из Ленинграда совершить отчаянный поступок угон самолета. Все они, желая уехать в Израиль, столкнулись с отказом в выезде. Лидером заговорщиков стал Марк Дымшиц, летчик и активный участник Ленинградской сионистской организации (ЛСО). План побега, предложенный Дымшицем, был одобрен лидером ЛСО Гилелем Бутманом, который вместе с ним начал подбирать сообщников из числа самых близких соратников. Таким образом, сформировалась группа из нескольких десятков человек, готовых к рискованному предприятию. Идея угонять самолет для покидания страны была результатом длительных обсуждений внутри ЛСО, где обсуждались различные способы выезда из Советского Союза. Дымшиц и Бутман, объединив усилия, решились на шаг, который мог изменить их жизни навсегда. Начнем с того, что двое заговорщиков, Алексей Мурженко и Юрий Федоров, не имели еврейского происхождения, но стремились покинуть страну и уехать на Запад. Они начали свои планы с изучения небольшого самолета, который регулярно летал из Еревана в Турцию, что представлялось им как возможность для побега. Затем их стратегия изменилась, и заговорщики начали рассматривать возможность использования Ту 124, предназначенного для 56 пассажиров, который должен был отправиться из Ленинграда в Мурманск 2 мая 1970 года. Этот план позволял бы им добраться до Финляндии или Швеции, а затем перебраться в Израиль. Новые возможности, открывшиеся с использованием Ту 124, вдохновили заговорщиков на более амбициозные планы и укрепили их решимость совершить побег на Запад. Большая вместимость самолета и его маршрут открывали новые перспективы для успешного исполнения их задуманного плана. Текст: Возможно, многие задумывались, что могло бы заставить десятки членов еврейской диаспоры собраться вместе и отправиться на одном самолете. Заговорщики заранее придумали историю, чтобы в случае интереса правоохранительных органов объяснить этот странный сбор — предположительно, все они едут на свадьбу. Именно поэтому операцию назвали «Свадьба». План Дымшица предполагал, что после захвата самолета он сможет управлять им при помощи штатного экипажа. Однако возникли две проблемы: во-первых, Дымшиц не имел опыта управления Ту 124, а во-вторых, пилотам выдают пистолеты перед вылетами, что создавало дополнительные сложности. Как выяснилось, планирование операции по захвату самолета требовало не только хитроумных уловок, но и серьезного анализа всех возможных препятствий. Дымшиц и его сообщники столкнулись с неожиданными трудностями, которые заставили их пересмотреть свои планы и стратегию действий. Возможно, Гилель Бутман задумался о плане «Свадьбы» и решил проконсультироваться с израильскими властями. Однако идея была воспринята как провокация, и Бутману и его сторонникам было настоятельно рекомендовано отказаться от нее. Несмотря на это, Марк Дымшиц не собирался сдаваться. Вместе с другом Эдуардом Кузнецовым Дымшиц решил провести угон, но вместо Ту 124 выбрал биплан Ан 2. Он был знаком с управлением этим самолетом, и решил оставить экипаж из двух пилотов на земле. Новый план Дымшица поддержали 15 человек, включая диссидентов Мурженко и Федоров. Однако возникли сложности: Ан 2 мог вместить только 8 человек, и кто-то из заговорщиков пришлось лететь стоя. Несмотря на все трудности, Дымшиц и его команда решили рискнуть и продолжить выполнение плана. Возможно, это было смелое и опасное предприятие, но они были готовы идти до конца ради своей цели.
Во-первых, стоит отметить, что план захвата кукурузника в аэропортах Ленинграда был тщательно продуман и рассчитан на успех. Изначально было решено использовать Ан 2 для вылета из Ленинграда в Приозерск. В это время в аэропортах Ленинграда было два хорошо охраняемых аэропорта Пулково и Смольное. План предполагал, что в самолете должны были находиться 12 пассажиров, которых четверо сообщников должны были встретить в Приозерске.
Далее, после успешного захвата Ан 2, самолет должен был направиться в шведский город Буден. Все детали операции были тщательно продуманы и рассчитаны на минимум рисков. Дымшиц и его сообщники провели долгие недели наблюдений и планирования, чтобы обеспечить успех миссии. Дата проведения операции была назначена на 15 июня 1970 года.
В итоге, несмотря на все усилия и тщательное планирование, операция по захвату кукурузника в Ленинграде не увенчалась успехом. Несмотря на все препятствия, группа Дымшица была разоблачена и предотвращена правоохранительными органами. Этот инцидент стал одним из многих неудачных попыток преступников осуществить подобные дерзкие действия в ту эпоху.
В назначенный день заговорщики собрались в аэропорту Смольного, готовые начать свою рискованную операцию по освобождению заключенных. Однако, их планы рухнули, когда сотрудники КГБ внезапно задержали их у трапа, благодаря оперативной информации. В то же время, четверых сообщников беглецов уже успели задержать в Приозерске. Начавшиеся допросы раскрыли, что задержанные осознавали риск быть пойманными, но все равно решили продолжать свою миссию. Они понимали, что их поступок станет громким событием, привлекая внимание мировой общественности к истории советских евреев, готовых на отчаянный побег. В своих показаниях они выразили готовность идти до конца ради своей цели, несмотря на возможные последствия. В ходе операции «Свадьба» были возбуждены уголовные дела против 12 участников, за исключением жены и двух дочерей Марка Дымшица, а также беременной 18-летней жены другого заговорщика, Лейба Ханоха. Расследование Ленинградского самолетного дела было завершено оперативно. Однако прокуратура затягивала передачу дела в суд, ожидая ноябрьской сессии Генассамблеи ООН, где была принята специальная резолюция о противодействии угонам самолетов. Из-за операции «Свадьба» возникли уголовные дела против 12 человек, за исключением нескольких членов их семей. Подробности Ленинградского самолетного дела были быстро раскрыты, но прокуратура задерживала передачу дела в суд из-за ожидания сессии Генассамблеи ООН. На международном уровне была принята резолюция о противодействии угонам воздушных судов. В рамках операции «Свадьба» были возбуждены уголовные дела против 12 участников, за исключением нескольких близких родственников. Расследование Ленинградского самолетного дела было завершено быстро, но прокуратура затягивала передачу дела в суд в ожидании решения Генассамблеи ООН. В ходе сессии была принята важная резолюция по борьбе с угонами воздушных судов. Эксперт: Важно отметить, что первый в истории СССР успешный угон пассажирского самолета, совершенный отцом и сыном Бразинкасами 15 октября 1970 года, серьезно осложнил положение обвиняемых. Этот резонансный инцидент, который привел к гибели бортпроводницы Надежды Курченко, создал неблагоприятные условия для Дымшицы и его сообщников. Процесс над фигурантами Ленинградского самолетного дела начался 15 декабря 1970 года в старинном здании суда на Фонтанке. Меры безопасности были максимально ужесточены: для посещения судебного заседания требовалось специальное разрешение от райкома партии, а затем прохождение трех милиционерских караулов. Кроме того, обвиняемые столкнулись с широким общественным осуждением за свои действия, которые вызвали панику и тревогу среди пассажиров и членов экипажа. Их деяния стали предметом глубокого анализа и обсуждений как в суде, так и за его пределами. Таким образом, угон самолета и последующий судебный процесс стали одним из самых запоминающихся и обсуждаемых событий в истории авиации и правосудия СССР. В ходе судебного процесса, который проходил 24 декабря 1970 года в Ленинградском городском суде, особое внимание уделяли родственникам обвиняемых. Их тщательно досматривали на предмет звукозаписывающих устройств, однако даже эта мера не смогла предотвратить утечку аудиозаписей с заседаний на израильские радиостанции. Интересно, что одним из слушателей на процессе оказался известный диссидент и академик Андрей Сахаров. В результате вынесенного приговора, десять заговорщиков были признаны виновными в измене Родине, попытке хищения в особо крупных размерах и антисоветской деятельности. Они получили сроки от 4 до 15 лет лишения свободы. Лидеров заговора, Марка Дымшица и Эдуарда Кузнецова, ждала исключительная мера наказания. Таким образом, судебный процесс против заговорщиков 1970 года в Ленинграде стал не только символом борьбы с диссидентством, но и вызвал широкий общественный резонанс, привлекая внимание как внутри страны, так и за ее пределами. Тема: Международная поддержка для осужденных авантюристов
Неожиданный поворот судьбы авантюристов нашел свое отражение в заступничестве президента США Ричарда Никсона и премьер-министра Израиля Голды Меир перед генсеком ЦК КПСС Леонидом Брежневым. Их просьба о смягчении приговора вызвала мировой резонанс.
В результате, в Президиуме Верховного суда РСФСР началось рассмотрение кассационных жалоб адвокатов осужденных в рекордно короткие сроки. Изначально планировалось пересмотреть наказание только Дымшицу и Кузнецову, но обстоятельства изменились.
Поддержка со стороны мировых лидеров стала неожиданным поворотом для авантюристов, чья судьба казалась предрешенной. Теперь их дело стало предметом внимания на международном уровне, и это может повлиять на исход судебного процесса.
Важно отметить, что адвокат Иосифа Менделевича настаивает на пересмотре всех приговоров, вынесенных в рамках Ленинградского самолетного дела. Этот юрист уверен, что справедливость должна быть восстановлена для всех участников «Свадьбы». И действительно, усилия защитника не прошли даром: Президиум Верховного суда РСФСР смягчил наказания практически всем обвиненным. Например, срок Иосифа Менделевича был уменьшен с 15 до 12 лет лишения свободы. Кроме того, 31 декабря 1970 года, наказание Дымшицы и Кузнецова было заменено на 15 лет лишения свободы, что также стало значительным событием в их жизни. Спустя восемь лет обоих лидеров заговорщиков обменяли на советских разведчиков, которые были осуждены в США за шпионаж. Этот обмен произошел в 1979 году, и после этого еще пять человек, участвовавших в Ленинградском самолетном деле, были освобождены по условиям досрочного освобождения. В 1981 году Иосиф Менделевич был освобожден из тюрьмы и вскоре после этого выслан из Советского Союза. После своего освобождения он был приглашен на прием в Белый дом президентом США Рональдом Рейганом в конце мая того же года. Это было событие, которое отметило завершение операции «Свадьба», и все участники этой операции впоследствии эмигрировали в Израиль. Именно в Израиле им пришлось начинать новую жизнь, и им больше не приходилось угонять самолеты для этого.