
Об этом в интервью «Ленте.ру» поделился кандидат исторических наук, заместитель директора по научной работе Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева Анатолий Оксенюк. Следует отметить, что во время сталинской реконструкции Москвы храм Василия Блаженного, известный также как собор Пресвятой Богородицы, не стоял перед угрозой сноса. Этот факт свидетельствует о важности сохранения исторических памятников древнерусского зодчества в трудные времена. Рассказывая о жизни и деятельности Петра Барановского, ученый подчеркнул его значимость как архитектора, реставратора и искусствоведа, который активно отстаивал сохранение культурного наследия. Важно помнить и признавать усилия таких людей, которые боролись за сохранение исторических ценностей в сложные исторические периоды. Историк Оксенюк подчеркнул, что Петр Дмитриевич Барановский оставался на посту архитектора на всех проектах переустройства Красной площади и Зарядья. Он отметил, что собором не занимался сам Барановский, а этим занимались другие архитекторы. По словам историка, широко распространенные легенды о том, что Петр Барановский якобы запирался в храме Василия Блаженного, ругался с Кагановичем и писал гневные послания Сталину, чтобы защитить храм от разрушения, оказались вымыслом. Он отметил, что Барановский действительно был готов спорить и вступать в конфликты с советскими чиновниками ради защиты памятников архитектуры, даже если это было опасно. Важно отметить, что Петр Барановский не боялся бороться за сохранение исторических сооружений, даже в самых сложных и опасных ситуациях. Его решимость и стойкость в защите архитектурного наследия оставались неизменными на протяжении всей его карьеры. История о судьбе Казанского собора на Красной площади представляет собой увлекательный рассказ о разрушении и последующем восстановлении этого исторического памятника. Взорванный в 1936 году, собор был воссоздан в начале 1990-х годов с использованием сохраненных обмеров Петра Барановского. Этот процесс восстановления вызывает много вопросов, однако с точки зрения современных научных знаний, новый Казанский собор был восстановлен достаточно качественно. На вопрос о легенде, связанной с Кагановичем и Сталиным, Оксенюк подчеркнул, что история об уборке макета храма Василия Блаженного также является вымыслом, который со временем приобрел широкое распространение. Эти анекдотические истории часто пополняют наше представление о прошлом, но важно различать мифы от реальных событий. Одним из ключевых моментов в истории реконструкции Москвы является восстановление и сохранение архитектурных памятников, таких как Казанский собор. Эти сооружения не только являются частью культурного наследия, но и отражают историческую ценность и традиции города. Восстановление таких памятников требует не только технических навыков, но и уважения к истории и культуре. Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984) был выдающимся архитектором, искусствоведом и реставратором памятников древнерусского зодчества. Его вклад в сохранение и продвижение культурного наследия России был огромен. Он стал организатором первого в стране музея-заповедника под открытым небом в Коломенском, занимая должность директора с 1923 по 1933 год. Барановский также является одним из основателей Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Андрониковом монастыре в Москве и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Его творческое наследие остается важным и вдохновляющим для многих современных архитекторов и специалистов в области культурного наследия. Барановский был известен своим уникальным подходом к реставрации и сохранению исторических зданий, стремясь сохранить их аутентичность и красоту для будущих поколений. Его работа в области архитектуры и реставрации оказала значительное влияние на развитие отечественного искусства и культуры. Барановский не только создал уникальные музейные комплексы, но и активно пропагандировал историческое наследие России, призывая к его бережному отношению и сохранению. Его труды продолжают вдохновлять и учить современное поколение специалистов в области архитектуры и культурного наследия, подчеркивая важность сохранения и уважения к историческим памятникам. Петр Барановский, известный исследователь в области истории архитектуры и автор методических рекомендаций по реставрации, разработал уникальный метод восстановления кирпичного декора. Его техника включает в себя расчеты для точной кладки кирпичей и способы восстановления поврежденных элементов. Петр Барановский ушел из жизни 12 июня 1984 года в Москве, оставив свой след в истории архитектуры и реставрации. Его наследие продолжает вдохновлять исследователей и специалистов по всему миру.